Правовой статус прокурора в административном процессе в беларуси

Функции и полномочия прокурора в административном процессе

Правовой статус прокурора в административном процессе в беларуси

Проверяя законность содержания заключенных в следственном изоляторе, прокурор обнаружил, что находящийся под следствием Иванов водворен в карцер на 7 суток за то, что он в грубой форме отказался отвечать в ходе допроса на вопросы следователя.

Как должен поступить прокурор? Составьте необходимый акт прокурорского реагирования.

Согласно статье 35 Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей», лица, содержащиеся под стражей, могут быть водворены в карцер за:

ограничение в правах и действиях, унижение и оскорбление лиц, содержащихся под стражей;

нападение на сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц;

неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за их оскорбление;

неоднократное нарушение мер изоляции;

хранение, использование предметов, веществ, запрещенных к хранению и использованию;

участие в азартных играх.

Таким образом, наказание в виде водворения в карцер применяется за конкретные нарушения указанные в законодательстве. Отказ давать показания следователю в перечень этих нарушений не входит, следовательно Иванов был неправомерно водворен в карцер.

Согласно п. 2 ст.

35 Закона «О прокуратуре», при установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования: отменяет своим постановлением взыскания, наложенные в нарушение законодательства на лиц, содержащихся под стражей, немедленно освобождает их своим постановлением из штрафного и дисциплинарного изоляторов, помещения камерного типа, одиночной камеры (одиночной камеры на гарнизонной гауптвахте), карцера.

Постановление об освобождении из карцера

г. Минск                                                           18 января 2014 г.

Прокурор Первомайского района г. Минска Комаровский В.В., проверяя законность содержания заключенных под стражей

УСТАНОВИЛ:

что Постановлением начальника СИЗО полковника Черткова С.А. обвиняемый Иванов водворен в карцер на семь суток за то, что в грубой форме отказался отвечать в ходе допроса на вопросы следователя.

Данное Постановление противоречит нормам статьи 35 Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей».

ПОСТАНОВИЛ:

Отменить Постановление начальника СИЗО полковника Черткова С.А. и освободить Иванова А.А. из карцера.

Прокурор Первомайского района г.Минска

Комаровский В.В.

3. Задача

В исправительно-трудовом учреждении № УЖ 111 прокурор вскрыл факт изъятия без санкции прокурора администрацией ИТУ обнаруженных у осужденных к лишению свободы денег и иностранной валюты.

Какие меры должен предпринять прокурор?

Согласно ч. 9 ст. 73 УИК, обнаруженные у осужденных деньги, иностранная валюта изымаются и, как правило, зачисляются на счет исправительного учреждения по мотивированному постановлению начальника исправительного учреждения, санкционированному прокурором.

Согласно ч. 2 ст.

35 Закона «О прокуратуре», при установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования: в установленном порядке вносит представления, приносит протесты, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами, другими организациями, должностными лицами и иными гражданами.

На мой взгляд, в данном случае прокурорского реагирования будет официальное предупреждение. Согласно ст.

42 Закона «О прокуратуре», официальное предупреждение – акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый таким должностному лицу, иному гражданину в целях предупреждения совершения ими правонарушений.

На совершение каких действия администрация ИТУ обязана получать санкцию у прокурора?

Администрация ИТУ обязано получать санкцию прокурора на:

изъятие у осужденных денег, иностранной валюты (ч. 9 ст. 73 УИК);

реализацию изъятых ценных вещей и предметов (ч. 9 ст. 73 УИК);

продление в исключительных случаях срока пребывания в воспитательной колонии осужденным, достигшим возраста двадцати одного года, еще до одного года (ч. 4 ст. 132 УИК).

Список использованных источников

  1. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 16 июл. 1999 г., № 295-З: (в ред. Закона Респ. Беларусь от 3 января 2012 г. № 335-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
  3. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь, 11 янв. 2000 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
  4. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
  5. О порядке и условиях содержания под стражей: Закон Республики Беларусь от 16.06.2003 N 215-З (с изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
  6. Кеник, А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / А.А. Кеник. – Минск: «Амалфея», 2008. – 576 с.
  7. Середа, Г.Н. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания в виде ограничения свободы / Г.Н. Середа. – Минск: Тесей, 2007. – 160 с.
  8. Прокурорский надзор: Учеб.-метод. комплекс. / А.К.Соловьев. – Мн., 2004. – 228с.

Источник: http://referat911.ru/Administrativnoe-pravo/funkcii-i-polnomochiya-prokurora-v/384107-2867524-place1.html

Правовой статус прокурора в административном процессе в беларуси

Правовой статус прокурора в административном процессе в беларуси

При этом прокурорами рассмотрено 2 645 жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях (1 825 жалоб на постановления органов внутренних дел, 520 жалоб на постановления суда), из которых 614 удовлетворены.

По результатам рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, а также по итогам проверок соблюдения законодательства об административных правонарушениях и изучения соответствующих дел прокурорами принесено 4 099 протестов, по которым отменено 3 916 постановлений. Всего за 2015-2016 годы прокурорскими работниками проведено 593 проверки исполнения законодательства об административных правонарушениях, по результатам которых наряду с опротестованием постановлений внесено 619 представлений, 174 предписания об устранении нарушений названного законодательства.

В отечественном административно-деликтном процессе, как усматривается, анализируемая функция реализуется посредством двух форм — в форме непосредственной подготовки прокурором дела об административном правонарушении к рассмотрению и в форме возбуждения административного процесса. В первом случае прокурор выступает как полноправный орган, наделенный правом вести административный процесс. При наличии соответствующих поводов (как правило, при непосредственном установлении прокурором признаков административного правонарушения) и оснований для начала административного процесса (т.е.
достаточных данных, указывающих на признаки административных правонарушений, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс) прокурором составляется в отношении лица протокол об административном правонарушении.

84.конституционно — правовой статус органов прокуратуры республики беларусь

Изложенное,нанашвзгляд, дает основаниевключитьвпроект разрабатываемогокодексаправовуюнорму,предусматривающуюдля рассмотрениявсехкатегорий дел об административныхправонарушениях единыйпятнадцатидневныйсрок.

Этообеспечивалобыналожение справедливого административного взыскания, основанного на объективном, полном и всестороннем выяснении обстоятельств дела. Дляподачижалобы на постановление по делу обадминистративном правонарушениизаконодателем установлен срок вдесятьдней(ст.268 КоАП).Авст.

269 КоАП закреплено право прокурора на опротестование постановления.Однакосрок,втечениекоторогопрокурорможет реализовать эти свои полномочия, в Кодексе не определен.

Функции и полномочия прокурора в административном процессе

Минска было направлено разъяснение районнымсудамотом,чтопривозбужденииадминистративного производства прокурором протокол не составляется. Такоерешение соответствует существу прокурорского надзора.

Ибо постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушениинетолько по наименованию иформе,ноипосвоей правовойсутиотличается от протокола о совершении административного правонарушения.

Следовательно, в постановлении прокурора не должныи, какправило, не отражаются обстоятельства и не выполняютсядействия, необходимыесогласност.235 КоАП для протоколаобадминистративном правонарушении.

Длятогочтобыисключитьразногласияподанномувопросу, возможно,целесообразновоспользоватьсяопытомнашихсоседей,в частности России.

Административно-процессуальная юрисдикция органов прокуратуры

Новернемсяк нашей практике. Получив постановлениепрокурора, лицоилиорган, уполномоченные рассматривать административноедело, сразувыносятпостановлениеоприменениикправонарушителюмеры административноговоздействия.Приэтомпривлекаемомук административнойответственностинеразъясняютсяегоправаи обязанности, предусмотренные ст.247 КоАП, чем ограничивается правона защиту.

Поэтому,считаем,былобыцелесообразнымзакрепитьв разрабатываемомПроцессуально-исполнительномкодексеподеламоб административныхправонарушениях с целью установленияпроцессуальных гарантийлиц,вотношениикоторыхпроизводствовозбуждается прокурором,нормуотом,чтодолжностноелицоилиорган, уполномоченныеналагатьвзыскания, получив постановлениепрокурора, обязаныразъяснить правонарушителю положения, содержащиесявст.247 КоАП.

Процессуальное положение прокурора в республике беларусь

Таким образом, прокурор вправе принимать участие в рассмотрении дела об административном правонарушении судом.

Исходя из правового статуса прокуратуры как органа, осуществляющего прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, полагаем, что прокурору следует предоставить возможность принимать участие в рассмотрении всех дел об административных правонарушениях независимо от того, направлял он сам непосредственно дела об административных правонарушениях на рассмотрение либо это сделали иные должностные лица органов, ведущих административный процесс. Кроме того, необходимо дополнить ПИКоАП нормами, детализирующими правовой статус прокурора в ходе участия в рассмотрении судом дела об административном правонарушении.

Статьи по предмету административное право

Целесообразно,нанашвзгляд,предусмотретьвКодексеи прерываниесроковдавности привлечения граждан и должностныхлицк административной ответственности, когда на постановлениеподелуоб административном правонарушении принесен протест.

Норма,регулирующая этот вопрос, могла бы быть сформулирована в такой редакции: Принесение прокуроромпротеста на законность и обоснованностьпостановленияпо делуобадминистративном правонарушении приостанавливаетисполнение данногопостановления и прерывает течение сроков давности привлечения лица к административной ответственности до рассмотрения дела. Всоответствиисч.

3ст.273 КоАП орезультатахрассмотрения протестасообщается прокурору.

К сожалению, законодатель не определил формуи срок сообщения.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 3.30 ПИКоАП прокурор вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.6, 9.10, 9.13, 9.16, 9.19, 17.11, 21.9, 21.10, 22.10, 23.16, 23.18, 23.25, частью 2 статьи 23.26, статьями 23.37, 23.

38, частью 1 статьи 23.54, частью 2 статьи 23.58, статьями 23.79 — 23.83, 24.3, частью 3 статьи 24.10, статьями 25.2 — 25.4, частью 2 статьи 25.

8 КоАП, вне зависимости от осуществляемого им вида деятельности, в рамках которого выявлены признаки административных правонарушений (прокурорского надзора, координирующей функции, предварительного расследования и т.п.).

В отношении иных административных правонарушений — только при осуществлении надзорных функций. протокола об административном правонарушении, составляемого прокурором, должно соответствовать всем положениям процессуального закона.

Важно

УИК, обнаруженные у осужденных деньги, иностранная валюта изымаются и, как правило, зачисляются на счет исправительного учреждения по мотивированному постановлению начальника исправительного учреждения, санкционированному прокурором. Согласно ч. 2 ст.

35 Закона «О прокуратуре», при установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования: в установленном порядке вносит представления, приносит протесты, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами, другими организациями, должностными лицами и иными гражданами. На мой взгляд, в данном случае прокурорского реагирования будет официальное предупреждение.

Согласно ст.

В дальнейшем в целях совершенствования правового регулирования ведения административно-деликтного процесса представляется необходимым дополнить ПИКоАП целевой статьей, посвященной разъяснению содержания основных терминов и понятий, используемых в процессуальном законе. Переходя к анализу первой из названных функций, отметим, что его следует, на наш взгляд, проводить по таким критериям, как задачи органов прокуратуры, предмет и объект прокурорского надзора, полномочия прокурора при осуществлении данного вида деятельности [3, с. 8 — 47]. Приоритетная задача органов прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в рамках административно-деликтного процесса определена в Законе о прокуратуре, ПИКоАП, приказах и указаниях Генерального прокурора Республики Беларусь.

К такой форме административно-деликтного обвинения лиц, как возбуждение административно-деликтного процесса в отношении лица, прокурор прибегает в тех случаях, когда сам не вправе составлять по выявленным административным правонарушениям протоколы об административных правонарушениях. В подобной ситуации в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 2.

15 ПИКоАП прокурор поручает органу, ведущему административный процесс, осуществить подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению. Требование к форме и содержанию поручения процессуальным законодательством не определены.
Вместе с тем в этом плане должны быть задействованы предписания Закона о прокуратуре.

В соответствии со статьей 40 Закона о прокуратуре поручение может быть дано в форме постановления.

Источник: http://1privilege.ru/pravovoj-status-prokurora-v-administrativnom-protsesse-v-belarusi/

Правовой статус прокурора в административном процессе в беларуси – Адвокатское бюро Вершина

Правовой статус прокурора в административном процессе в беларуси

Объектами прокурорского надзора за исполнением законов при исполнении административных взысканий являются должностные лица органа, ведущего административный процесс, на которых ПИКоАП возложено исполнение административных взысканий, судебные исполнители, уполномоченные лица органов внутренних дел, уполномоченные лица Белорусской инспекции речного судоходства, уполномоченные лица Государственной инспекции по маломерным судам, органы внутренних дел, должностные лица органа, выдавшего специальное разрешение (лицензию) (ст. 15.1, 15.2, 16.1, 17.1, 18.1, 19.1, 20.1 и 21.1 ПИКоАП). Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов при ведении административного процесса изложены в статье 2.15 “Прокурорский надзор за исполнением законов при ведении административного процесса” ПИКоАП.

Таким образом, прокуратура Республики Беларусь в настоящее время выполняет задачи обеспечения верховенства права, законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

Внимание

Кроме того, органами прокуратуры осуществляется координация правоохранительной деятельности государственных органов, которые осуществляют борьбу с преступностью и коррупцией, а также борьба с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, профилактика правонарушений.

Также органами прокуратуры проводится предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Конституционно-правовой статус прокуратуры республики беларусь

Иванов водворен в карцер на 7 суток за то, что он в грубой форме отказался отвечать в ходе допроса на вопросы следователя.
Как должен поступить прокурор? Составьте необходимый акт прокурорского реагирования.

Согласно статье 35 Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей», лица, содержащиеся под стражей, могут быть водворены в карцер за: ограничение в правах и действиях, унижение и оскорбление лиц, содержащихся под стражей; нападение на сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц; неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за их оскорбление; неоднократное нарушение мер изоляции; хранение, использование предметов, веществ, запрещенных к хранению и использованию; участие в азартных играх.

Структура и правовые основы деятельности прокуратуры республики беларусь

В сферу прокурорского надзора за исполнением законов входят и решения Конституционного Суда, которые имеют обязательную силу [2].


Органы прокуратуры вправе осуществлять надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Задача такого надзора состоит в том, чтобы обеспечивалась защита личности, государства и юридических лиц от преступных посягательств; соблюдался предусмотренный законом порядок разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий, возбуждения уголовных дел расследования преступных деяний; строго соблюдались права и законные интересы участников судебного процесса и других граждан; осуществлялись меры по предупреждению преступлений, устранению причин и условий, которые способствуют их совершению, и др.

Введение

Освобождение Генерального прокурора Республики Беларусь от должности Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики может иметь место в случае совершения им преступления, установленного вступившим в силу приговором суда, в связи с невозможностью исполнения обязанностей по службе по состоянию здоровья, по собственному желанию и по иным основаниям, установленным законодательными актами.

Прокуроры областей, города Минска, приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Прокуроры районов (городов), межрайонные прокуроры и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору.

Источник: http://kvirinal.ru/pravovoj-status-prokurora-v-administrativnom-protsesse-v-belarusi/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.